Одним из факторов стабильного и продолжительного функционирования компании является полноценное правовое обеспечение. Частная охранная деятельность не исключение.
В России за 30 лет действия этой службы произошли существенные преобразования и изменения как в структуре работы, так и в законодательном нормотворчестве.
Специфика частных охранных предприятий
Способность конкурировать и иметь социальную направленность для экономики возможна при соблюдении нормативного механизма. Правовой контроль выступает фундаментом отношений как в рыночной экономике, так и при оказании охранной деятельности.
Опыт зарубежных стран показывает большую значимость при развитии совместного партнерства между государством и бизнесом. А взаимное сотрудничество в рамках социальных проектов по предоставлению правоохранительной деятельности становится приоритетной задачей государства. И умения руководствоваться нормами закона для сотрудников агентств по обеспечению защиты объектов может стать решающим фактором при осуществлении профессиональной деятельности. Эти организации основываются на множестве актов, распределенные в иерархии по нескольким ступеням:
- Ступень I – основополагающий закон государства и кодексы, имеющие статус общественных нормативов.
- Ступень II – это государственные законы, постановления и приказы правительств, ведомств и учреждений относящихся к деятельности услуг по охране.
- Ступень III – локальные нормативы и стандарты, которые создают частные охранные предприятия (ЧОП) с учетом специфики объекта охраны.
Охранная компания имеет ряд нормативов, которые устанавливаю права, обязанности, нормы и требования для объекта охраны.
Законодательная база
Среди главных законов, лежащих в основании регулирования деятельности ЧОП выделяют два.
Первым считается Конституция Российской Федерации. Основной закон России, установленный в 1993 году 12 декабря, является самым ключевым законом, регулирующим отношения и ответственность в охранной деятельности, так как на него также возложена функция реализации многостороннего регулирования деятельности в этой сфере.
В нем закреплены положения, ориентированные на защиту интересов двух противоположных сторон участников по предоставлению охранных услуг: частной компании, предпринимателя, физического лица, представляющих сторону заказчиков, так и самого исполнителя ЧОП с его сотрудниками.
Ко второму относят федеральный закон № 2487-1, характеризующий частную детективную и охранную деятельность. Здесь детально и точечно фиксируется и обозначается база правил частной охранной деятельности (ЧОД). В этом документе фигурирует пояснение термина ЧОД, под которым понимается предоставление на договорных возмездных условиях охранных услуг для юридических организаций и физических лиц, предоставляемые ИП и компаниями, получившими на то особую лицензию (разрешение) от ОВД.
Вспомогательные правовые акты
Регулирование нормотворчества отражается в государственных актах, которые основаны на систематизации определенной отрасли или нескольких областей. В рамках предоставления услуг по охране можно отметить эти нормы в кодексе:
- уголовного права. Уголовный кодекс РФ регулирует деятельность ЧОП в части превышения должностных полномочий с наличием удостоверения охранника ст. 203, ответственности за несения боевое дежурство, правила обороны (ст. 37), нанесение побоев и ущерба ст. 116 и применение крайних мер;
- административного права. В статьях 20.08 — 20.24 КоАП прописаны нормы содержания, применения и обращения с боевым оружием. Указаны штрафы за не законную деятельность по оказанию услуг по охране, нарушение процедуры получения лицензии и стрельбу в публичных местах;
- гражданского права. В главе 39 ГК РФ отражены условия заключения, расторжения и действия договора на оказания услуг по охране объектов;
- трудового права. В статьях 100 и 212 ТК РФ прописан режим времени работы и отдыха для сотрудников охранных агентств.
Существует ряд вспомогательных законов, относящихся к конкретному предмету регулирования в рамках деятельности ЧОП. Значимость дополнительных норм определяется спецификой работы агентств. В компетенцию сотрудников безопасности входит знание норм дактилоскопии, огнестрельного и боевого оружия, а также норм работы сотрудников национальной гвардии.
Принятые постановления и приказы Правительства и МВД России разрешают частным агентствам по охране оказывать поддержу правоохранительным службам и следить за обеспечением порядка на близлежащей территории охраняемого объекта. Детальная информация отражена в постановлениях Правительства России за № 10, 274, 498, 948 и в приказах МВД в № 324, 581, 941, 959, 960, 1345.
Приказ о том, как правильно оказать медицинскую помощь и требование к минимальному порогу образования, разработанные Министерством социального развития и
Министерством образования и культуры, также относится с сотрудниками охраны.
Контролирующие органы
К ключевым контролирующим органам, от которых могут исходить соответствующие законодательные акты относятся Генеральная прокуратура и МВД РФ, Росгвардия, а также налоговая инспекция и отделы Министерства финансов, осуществляющие частичный контроль.
Принятый закон о Росгвардии неизменно повлек за собой необходимость в корректировках положений некоторых правовых актов о ЧОД. Так в 2016 году в ряде законов для ЧОП изменен статус помощи правоохранительным органам в части поддержания правопорядка с необязательного на неукоснительный в соблюдении.
Сегодня распространение получили реестровые охранные общества, например, казачьи (ФЗ № 154). В субъектах РФ также появились координационные советы, помогающие усовершенствовать правовое регулирование и обеспечить общественный порядок.
Правовая база охранной сферы нуждается в регулярных поправках, так как добавление в нее новых участников (Росгвардия, координационные советы) требует переосмысления роли всех звеньев системы в целом.