Вопрос о реорганизации коммерческих охранных структур и передачи их под юрисдикцию Национальной гвардии (Росгвардии) неоднократно поднимался на заседаниях Правительства РФ. Причиной тому послужил ряд факторов: участившиеся случаи вооружённых нападений гражданских лиц на общеобразовательные учреждения, превышение должностных полномочий сотрудниками охраны, либо наоборот, недобросовестное выполнение служебных обязанностей.
По мнению специалистов, ЧОП и Росгвардия должны объединить усилия в противоборстве с экстремизмом, уличной преступностью, террористическими актами на территории России. Громкие заявления некоторых представителей Общественной палаты Российской Федерации о полной ликвидации вневедомственных охранных организаций носят несвоевременный и безосновательный характер.
Причины нововведений в работе охранных компаний
После недавних трагических событий в городе Керчи СМИ распространили информацию о неэффективности и бездействии сотрудников охраны в критической ситуации и о том, что в скором времени Росгвардия заменит ЧОП. Аналитики подчёркивают, что вопрос касается исключительно охранных предприятий, желающих предоставлять услуги учреждениям с государственным финансированием.
Бесспорно, как и в любой действующей структуре, в работе вневедомственной охраны наблюдаются недостатки и просчёты, порой не зависящие от профессиональной подготовки сотрудников. Известны случаи, когда именно представители охраны, призванные обеспечивать порядок и защищённость граждан на объектах, становились непосредственными зачинщиками нападений и вооружённых «разборок». Подобные случаи носят единичный характер и никоим образом не являются объективной причиной упразднения ЧОП.
Коммерческие охранные организации подчиняются федеральной службе войск национальной гвардии РФ ‒ профильной структуре в сфере обеспечения безопасности, которая, в свою очередь, призвана отслеживать и устранять недочёты функционирования охранных предприятий путём внесения корректив в действующее законодательство.
Меры по усовершенствованию функционирования ЧОП
Росгвардия подготовила проект документа касательно преобразований в государственных постановлениях, регулирующих деятельность охранных структур. Ужесточение требований к нормативам коммерческой охранной практике и проверка ЧОПов Росгвардией послужит гарантией повышения качества предоставляемых услуг по обеспечению безопасности в учреждениях, находящихся на муниципальном и государственном финансировании.
Подобные нововведения направлены на урегулирование проблемы охранных организаций, формально относящихся к своим обязанностям. Как показывает практика, фирмы-однодневки, с низкими показателями по обеспеченности техническим потенциалом и людскими ресурсами умышленно занижают цены с целью заполучения государственного тендера на охрану муниципальных объектов. В конечном итоге на посту оказываются сотрудники, не обладающие служебным опытом и необходимой квалификацией.
Требования Росгвардии к усилению контроля за деятельностью вневедомственной охраны направлены на то, чтобы рынок охранных услуг составляли исключительно добросовестные, опытные и дееспособные организации, имеющие лицензию и укомплектованный штат служащих.
Приоритеты взаимодействия ЧОП и Федеральной службы войск национальной гвардии РФ:
1. Росгвардия станет осуществлять контроль за профессиональной деятельностью охранных организаций и контролировать оборот оружия в России, находящегося у физических лиц.
2. Государственная структура возьмёт на себя обязательства по вопросам лицензирования, наблюдения за оснащением спецсредствами и вооружением сотрудников ЧОП.
3. Слияние частных охранных предприятий с национальной гвардией РФ позволит усовершенствовать сотрудничество с правоохранительными органами в целях охраны общественного порядка.
4. Служащие Росгвардии уполномочены контролировать и давать объективную оценку профессиональной пригодности сотрудников ЧОП по уровню физической подготовки, применения спецсредств и служебного оружия.
Усиление защиты объектов образования и здравоохранения
Национальная гвардия предоставила на рассмотрение Правительства РФ список требований, необходимых для выполнения ЧОП, обеспечивающим охрану муниципальных объектов (школы, детские сады, больницы, колледжи).
Перечень требований:
- Частное охранное предприятие обязано иметь лицензию на антитеррористическую деятельность охраны объектов.
- Отсутствие должностных нарушений за истекший год у сотрудников ЧОП.
- Договорённость с территориальным органом Росгвардии и Министерством Внутренних дел на участие в охране общественного правопорядка.
- В штате вневедомственной организации должно находиться не менее 100 человек.
- Соответствие работников ЧОП предписанным профессиональным стандартам.
- Внесение каждого пункта охраны в систему единой дислокации. Это означает, что дежурный ОВД сможет оперативно связаться и проинформировать сотрудника ЧОП по обеспечению правопорядка на объекте.
- Отсутствие нарушений законодательства у ЧОП в сфере оборота оружия, выполнения служебных полномочий.
Проект обращения, разработанный Росгвардией, находится на стадии рассмотрения Правительства РФ и согласования заинтересованных сторон.
Подведение итогов
Совершенно очевидно, что Национальная гвардия в ближайшем будущем обретёт статус авторитетного и действенного правоохранительного органа Российской Федерации, пользующегося доверием населения. Это неизбежно приведёт к заметному положительному влиянию на рынок услуг коммерческой охраны: повышению качественных показателей её работы и установлению взаимодействия с органами МВД и ФСБ по обеспечению безопасности и правопорядка.
Передача ЧОПов Росгвардии обеспечит создание единого реестра надёжных и проверенных коммерческих организаций, которые получат допуск к участию в конкурсных программах с бюджетным финансированием.